«АТТРАКСИЛЕНД» -  СТРАНА КРАСИВОЙ РЕЧИ


Дошкольный период –

это период активного усвоения

ребёнком разговорного языка,

становления и развития

всех сторон речи.

 Из опыта своей работы могу сказать, что уровень владения диалогом и правилами культуры речи  у дошкольников оставляет желать лучшего. Далеко не каждый ребенок умеет сдерживать свои порывы. Почти каждому ребенку присуще лидерство, которое является характерной чертой детей нынешнего поколения – это неумение считаться с мнениями, интересами других людей, неумение правильно изложить свои мысли, разумно сформировать вопрос. Это зачастую приводит к возникновению споров, конфликтов. Поэтому в работе с детьми считаю актуальным решение таких задач, как -  формирование и развитие навыков диалогического общения, знакомство детей с культурой речи.  

 Ведь сейчас, как говорил Пуговкин в фильме, где Шурик перевоспитывал  Федю «В наш век, когда космические корабли бороздят воздушный океан», то есть в век науки и техники, люди практически перестают общаться , теряют истоки народной красноречивой речи, богатой своими образными сравнениями, оборотами, красочными эпитетами.

 

«Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,                        обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

(Концепция  модернизации Российского образования)

Почему я обратилась к данной проблеме? 

Актуальность опыта

  •    Безусловно, основополагающим  является акцент, который делается в концепции модернизации Российского образования и в ФГОС нового поколения, а так же высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации.
  •   Но, думаю ни для кого не секрет, что ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка, а многие из них попросту не компетентны в вопросах культуры взаимодействия. Да и современные СМИ в большинстве своём пропагандируют агрессивные формы поведения.
  • Кроме того в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем использования коммуникативной компетенции воспитанников, с одной стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью методов коммуникативного образования средствами развития диалогической речи, с другой стороны.

Думаю, что и мои коллеги, сталкиваются с подобными трудностями.  Я стала искать пути и механизмы, которые помогли бы решению данной проблемы. Я поставила задачу, которая направлена на

Цель опыта

Овладение старшими дошкольниками коммуникативными умениями и навыками как средства социализации  на основе авторской программы "АТТРАКСИЛЕНД" - СТРАНА красивой речи".

 

В процессе работы мною решались следующие задачи:

  • Провести анализ психолого-педагогических, методических современных научных исследований  с целью определения     комплекса педагогических условий стимулирующих развитие коммуникативных умений  у дошкольников с нарушениями речи. 
  • Разработать и внедрить авторскую программу и методическое сопровождение обеспечивающее формирование коммуникативных умений и навыков у детей с нарушениями речи и определить эффективность их использования.
  • Привлечь педагогов и родителей к активному продуктивному  взаимодействию по формированию коммуникативных умений и навыков у дошкольников с нарушениями речи.

              Научные и методические                  основы опыта 

 

Деятельностный подход в организации образовательного процесса в  ДОУ, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) 

«Развитие диалогической речи дошкольников                                    в  игре»  технология О.А. Бизиковой
Программа дошкольного курса риторики З.И. Курцевой
ты словечко, я словечко.pdf
Adobe Acrobat Document 9.2 MB
Бизикова Развития диалогической речи до
Adobe Acrobat Document 2.0 MB

        Методическое сопровождение модуля

программы "АТТРАКСИЛЕНД"- СТРАНА красивой речи"

Цель программы

"АТТРАКСИЛЕНД"- СТРАНА красивой речи"

Формирование коммуникативных умений и навыков детей с нарушениями речи, как средства общения и культуры.

Модуль программы 

Содержание блока
«Мы играем – диалог развиваем»

Блок программы «Мы играем - диалог  развиваем»  разработан мной с использованием инновационной технологии О.А. Бизиковой. Меня привлекла данная технология тем, что основными методами  являются игровые. Формирование и развитие навыков диалогического общения рассматривается в виде 3 блоков диалогических единств: «вопрос-ответ», сообщение-реакция на сообщение» и «побуждение-реакция на побуждение».

В процессе своей работы я варьирую последовательность диалогических единств  и  совмещаю их друг с другом в зависимости  от основных этапов логопедической работы, а так же в рамках лексических тем. Это позволило мне разработать перспективные планы и конспекты занятий с использованием различных игр и игровых диалогов.  Так в рамках темы «Сад- огород» я провожу занятие «В гостях у бабушки Маши», изучая тему профессии  мы с ребятами встречаем журналиста Кешу (конспект «Журналист Кеша в гостях у ребят»), систематизируя знания по теме дикие животные мы отправляемся в зимний лес (конспект «Путешествие в зимний лес»).  Так же для обеспечения эффективности реализации разработанного мною содержания программы я систематизировала картотеки подвижных и дидактических игр, оформила подборки произведений художественной литературы, текстов для театрализации и инсцинирования.

Содержание блока
«Искусство общения»

Одной из главных  задача блока «Искусство общения» была задача развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания.

Учитывая возрастные особенности дошкольников,  я отобрала  только те вопросы, которые касаются устной формы речевой деятельности, а именно: 

- средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания; тембр);

- мимика, жесты, поза;

- культура слушания;

- речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.).

Мы проводили риторические игры, решали риторические задачи.

Средства реализации модуля программы

 

Моей педагогической находкой стали авторские пособия и дидактические игры: многофункциональное пособие  речевое дерево, логопедический куб, часы времён года, дидактическая игра «Золотые ворота», игровые диалоги с дядюшкой АУ.

Особая роль на занятиях была отведена дядюшке АУ  (дидактической кукле), герою который был непосредственным участником многих занятий.  Он был посредником между детьми и  мной. Он провоцировал  ребят  на активное, заинтересованное включение в конкретную ситуацию общения. Дети со свойственной им доверчивостью, доброжелательностью и некоторой наивностью сразу приняли эту игру и считали  дядюшку АУ  равноправным  товарищем, у которого иногда  не все получалось. Замечу, что на первых порах детям  гораздо проще было давать советы, делать замечания кукле, нежели своему товарищу.